Каждый человек имеет в себе богатые ресурсы чтобы понять собственную сущность, для изменения собственного «Я», личностных установок, отношения к себе и правильного поведения. Клиент-центрированная терапия помогает раскрыть данные ресурсы. Найти единственно верный путь в решении как внешних, так и внутри-личностных проблем. Потому что главные цели клиент-центрированной терапии заключаются в том, чтобы:
— содействовать личностному росту и развитию;
— устранить или смягчить чувство беспокойства;
— повысить самооценку и открытость к опыту;
— повысить понимание клиента о нем самом.
Другие дополнительные преимущества клиент-центрированной терапии включают в себя:
— большее согласие между идеей клиента и его реальным «Я»;
— улучшить понимание и осознание;
— снизить уровень неуверенности и чувства вины;
— повысить чувства защищенности и доверие к себе;
— улучшить самовыражение;
— улучшить психическое здоровье в целом.
То, с чем сталкивается каждый обратившийся к психологу — это то, с чем каждый из нас сталкивается в своей повседневной жизни. У него есть проблема и он действительно не знает, как ее решить. А именно, в чем именно заключается проблема? Существуют несколько стратегий для принятия решения, но какая именно стратегия правильно сможет решить возникшую проблему?
Сначала необходимо определиться что такое проблема. Проблема — это любая сложившаяся ситуация, которая отличается от желаемой цели.
Любая ситуация решается с помощью абстрактных задач. Для многих абстрактных задач можно найти алгоритмическое решение. Мы называем все эти задачи хорошо определенными. Которые могут быть должным образом формализованы, что сопровождается следующими свойствами:
— задача имеет четко определенное заданное состояние. Это может быть, например, состав шахматной партии, заданная формула, которую вы должны решить;
— существует конечный набор правил, которые вы можете применить к данному состоянию. Для шахматной партии. Например. Это будут правила, которые скажут вам, какую фигуру вы можете переместить и в какую позицию;
— наконец, задача имеет четкое целевое состояние. Т.е. все уравнения разрешаются только на x, все диски перемещаются только в правую стопку, или другой игрок ставит мат.
Тем не менее, плохо определенные проблемы часто включают в себя подпроблемы. Которые могут быть полностью четко определены. С другой стороны, многие повседневные проблемы, которые кажутся вполне определенными, включают двусмысленность.
Поэтому эффективность решения любой проблемы зависит от лежащих в основе представлений в сознании человека, которые обычно также включают личностные аспекты. Анализ проблемной области в соответствии с различными измерениями. То есть переход от одного представления к другому. Приводит к новому пониманию проблемы. Это в основном то, что называется реструктуризацией. Следующий пример иллюстрирует это:
Два мальчика разного возраста играют в бадминтон. Тот, кто постарше, более опытный игрок, и поэтому для исхода данного матча предсказуемо, кто будет победителем. После некоторого времени и нескольких поражений младший мальчик, теряет интерес к игре, и старший мальчик сталкивается с проблемой, а именно, что ему больше не с кем играть.
Обычные варианты, на этом этапе варьируются от «предложения конфет» и «игры в другую игру» до «не играть в полную силу» и «стыдить младшего мальчика за игру». Все эти стратегии направлены на то, чтобы маленький мальчик остался в игре.
И вот что приходит в голову старшему мальчику: он предлагает, чтобы они старались держать мячик в игре как можно дольше. Таким образом, они переходят от игры соперничества к игре сотрудничества. Они начинают игру с легких бросков и делают передачи все труднее по мере того, как их успех увеличивается, подсчитывая количество последовательных попаданий. Предложение с радостью принимается, и игра снова начинается.
Ключевым моментом в этом примере является то, что старший мальчик перестроил проблему и обнаружил, что он использовал отношение к младшему, которое затрудняло его игру. С новым типом игры проблема решена: старший не скучает, младший не расстраивается.
Люди склонны давать скорее неверный ответ, когда им не удается решить проблему, чем вообще не давать ответа. Типичный пример. Ответьте на вопрос. На озере площадь, покрытая водяными лилиями, удваивается каждые 24 часа и что требуется 60 дней, чтобы покрыть все озеро. Сколько дней нужно, чтобы покрыть половину озера? Типичный ответ — 30 дней, тогда как 59 дней — это правильно.
Эти неправильные решения обусловлены неточной интерпретацией, а, следовательно, и представлением проблемы. Это может произойти из-за небрежности, быстрое поверхностное прочтение проблемы и/или слабый контроль их усилий, направленных на то, чтобы прийти к решению. В этом случае обратная связь с ошибками с помощью клиент-центрированной терапии помогает людям пересмотреть особенности проблемы. Отметить неадекватность своего первого ответа и найти правильное решение. Однако если люди действительно зациклены на своем неверном представлении. То, когда им говорят, что ответ неверен, это не помогает.
Каждая проблема состоит из начального состояния, промежуточных состояний и состояния цели. В то время как начальное и целевое состояния характеризуют ситуации до и после решения проблемы. Промежуточные состояния описывают любую возможную ситуацию между исходным и целевым состояниями. Набор методик клинического психолога состоит в строительстве переходов между состояниями. Решение определяется как последовательность, которая ведет от начального через промежуточные к целевому состоянию.
Таким образом клиент-центрированная терапия помогает найти решение проблемы человека через его жизненный опыт и понятия мироустройства. Потому что клиент-центрированная терапия является направляющим оператором, в нахождении именно одного правильного пути среди многообразия представлений о путях решения возникшей проблемы.